Что можно узнать об исторических гидрантах Светлогорска?
30.05.2024У меня собралась уже небольшая коллекция фотографий гидрантов и стало любопытно, что вообще можно о них узнать.
Вот, например, гидрант на улице Гагарина, 6 в Светлогорске, он стоит напротив виллы Розенхаус - у него на верхней части отлично читается название производителя и год выпуска - KLEIN SCHANZLIN & BECKER. FRANKENTHAL, PFALZ 1907. Потянем за эту ниточку и посмотрим, какая история за ней.
Удалось узнать, что такая компания была основана в 1871 году. Сейчас это международный производитель насосов и клапанов, и в том числе оборудования для тушения пожаров, со штаб-квартирой во Франкентале (Пфальц), Германия. Называется KSB SE.
Слова в названии - это фамилии основателей. Инженер-механик Йоханнес Кляйн в 1871 году изобрел и запатентовал устройство подачи топлива в котел, затем установил его на одной из пивоварен. Директор пивоварни Фридрих Шанцлин и финансист и производитель кирпича Якоб Беккер были очень впечатлены изобретением. Вместе с Кляйном они и основали эту компанию.
KSB участвовала в строительстве системы воднотранспортных гидроузлов на реке Прегель в Восточной Пруссии в 1921-1936 годы. Потом история делает резкий поворот и во время Второй мировой войны KSB становится основным поставщиком военной промышленности в Третьем рейхе. После войны активно участвует в восстановлении Германии.
Нашла архивные фото, они начала ХХ века. Возможно в одном из цехов был изготовлен и гидрант, установленный в Раушене.
Еще два гидранта из Светлогорска - на них нет какой-то лицо информации, поэтому сказать точно, какого они производителе, я пока не могу. Может быть какое-то клеймо на них и есть, просто не видно под слоями краски.
Прочитала, что на территории Восточной Пруссии часто ставили гидранты производителя Bopp&Reuther из Мангейма (Германия). На сайте компании есть раздел, в котором можно увидеть эволюцию их пожарных гидрантов.
Наши с улицы Пионерской и с Калининградского проспекта почти точь-в точь как гидрант образца 1885 года, верхняя часть только отличается - была более изящной (возможно сейчас просто верхушки неоригинальные стоят). Точки подключения воды у обоих гидрантов, кстати, переделаны уже под советский пожарный рукав. Еще из интересного - что выполнены они в модификации с двумя выходными патрубками. В Калининграде аналогичный имеется только в музее при пожарной части №1 на улице 1812 года, а у всех остальных гидрантов такого вида по три патрубка. Получается, что гидранты из Светлогорска мало того что историческое наследие, так и еще и в редкой модификации :)
Собрала для вас на одну картинку, как модели гидрантов Bopp&Reuther менялись со временем.
Мне было очень интересно рассматривать. Надеюсь, что и вам :)